В Петербург прибыло судно с «урановыми хвостами», экологи бьют тревогу. Стоит ли бояться этих отходов, и зачем их вообще везут в Россию — в разборе «Поребрик.Медиа».
О том, что в Россию отправятся отходы ядерной промышленности из Германии, стало известно ещё в конце лета. Поставки осуществляются в рамках контракта «Росатома» — впервые с 2009 года.
Что такое «урановые хвосты»?
Это отходы обогащения урана. Природный уран состоит из двух изотопов — урана-235 (U-235) и урана-238 (U-238). Первый — сильно радиоактивен, и он и представляет основной интерес для промышленности — как для энергетики, так и для производства других радиоактивных материалов (наработки плутония, например). Второй — относительно мало радиоактивен.
Для разделения двух изотопов (точнее, повышения содержания U-235), уран фторируют — получается гексафторид урана (UF6). Это легколетучее вещество, которое при 56 градусах переходит в газообразное состояние. В специальных центрифугах газообразный гексафторид разделяют на фракции (так как изотопы урана имеют разную тяжесть, гексафторид урана-238 тяжелее). Это и есть то самое обогащение урана. После обогащения остается смесь, в котором более радиоактивного урана-235 меньше, а менее радиоактивного урана-238 — больше, чем в природном. Это и называют «урановыми хвостами».
Получается, отработанные «хвосты» неопасны?
С точки зрения радиоактивности — да. Если в получившейся смеси меньше урана-235, чем в природной, то и излучает этот материал меньше. Поэтому радиационный фон от такого урана меньше.
Другое дело, что нахождение рядом с любым радиационным материалом не слишком полезно для здоровья. Определённую опасность представляет даже природный калий, который также содержит радиоактивный изотоп этого элемента. Поэтому склады с калийными удобрениями также излучают больше окружающего фона.
Так опасны ли «хвосты»?
Гексафторид урана — опасное вещество, но не с точки зрения радиоактивности, а именно как химический агент. Вещество ядовито, а при взаимодействии с водой (и даже с её парами в воздухе) выделяет фтористый водород (так называемую плавиковую кислоту) — чрезвычайно едкую летучую жидкость. Она примечательна тем, что разъедает даже стекло.
Примерная «доза» «хвостов», которую нужно съесть, чтобы умереть от радиации, — это килограммов 20. Но от отравления гексафторидом вы умрёте раньше.
Получается, проблема в хранении, а не радиации?
Да, самое главное — насколько герметично будут хранить и аккуратно перевозить емкости с гексафторидом урана. При отсутствии утечек химической опасности нет. Радиационной нет в принципе.
Что будет с «хвостами» потом?
В России «обеднённый уран» будут обогащать повторно, выжимать из него тот уран-235, что ещё остался. Этот материал отправят обратно в Европу, а остатки остатков останутся в России навсегда. Как их будут хранить? Ключевой вопрос.